Ладо Гамсахурдия, командир «Кавказского легиона», воюющего в Украине, заочно приговорен к 18 годам тюремного заключения и объявлен в международный розыск. Об этом сообщили российские пропагандистские медиа со ссылкой на сообщение Следственного комитета РФ. Судебное решение вынес так называемый «суд «ДНР» на оккупированной Россией части Донецкой области.
«Приговор» грузинскому добровольцу был вынесен на фоне массовых протестов в Грузии. Во время избирательной кампании он заявил, что в случае, если «Грузинская мечта» останется во власти, то страну ожидает революция. Гамсахурдия даже собирался приехать в Грузию, но из-за опасности, которые ему грозят из-за новых возникших обстоятельств, пока от поездки воздерживается.
С начала полномасштабной войны России против Украины Гамсахурдия присоединился к украинскому сопротивлению сначала в «Грузинском национальном легионе», потом возглавлял подразделение в «Кавказском легионе». После двух лет активных боевых действий Гамсахурдия возглавил военный комитет международной организации «Кавказский союз», которая стала наследницей организации «Круглый стол – свободный Кавказ», основанной в 2020 году.
В интервью «Главкому» Ладо Гамсахурдия рассказал о наиболее вероятных сценариях развития событий в Грузии, он их называет революцией. Доброволец также дал совет президенту Саломе Зурабишвили, а также объяснил цели у кавказцев, воюющих за Украину, и перечислил проблемы, с которыми сталкиваются иностранные добровольцы в ВСУ.
Ладо, как вы восприняли то, что оккупационный «суд в «ДНР» приговорил вас к 18 годам тюремного заключения?
Это «суд ДНР»? Честно говоря, я думал, что они меня уже давно приговорили. Они же меня и до приговора называли террористом, поэтому ничего неожиданного. Я вообще хотел поехать в Грузию, уже практически был билет в кармане. Еще во время избирательной кампании в Грузии началась кампания черного пиара против меня: что я террорист, что я хочу приехать и кровь пролить в Грузии. Но на самом деле это же они сами кровь проливают. Сейчас я думаю, как могу помочь своей родине, когда нынешняя власть терроризирует грузинский народ. Я не тот человек, которого можно, как мышь, в угол загнать. Знаете, власти боятся нашей идеологии свободы. Мы хотим освободить весь Кавказ от русской оккупации. У нас в Кавказском союзе создан военный комитет, который как раз работает уже два года над тем, каким образом будет возможно освободить Кавказ от русских. Именно этого на самом деле боится Россия, а не меня лично.
Перед выборами в Грузии вы говорили, что в случае, если при власти останется «Грузинская мечта», в стране начнется революция – никто не отдаст Грузию Кремлю. То, что мы сегодня наблюдаем в Тбилиси, других городах, уже революция?
Да, это уже начало революции. Можно революцией называть, или еще как-то. Главное, что происходит сопротивление тем пророссийским силам, которые фактически захватили власть в Грузии. Кремль не обоснуется в Грузии. Если это у него таки получится, то это приведет к войне. Я вам больше скажу, Грузия станет целью для Украины, если во главе Грузии будет свой для России человек Бидзина Иванишвили. То есть Путин, когда ему будет нужно, будет использовать против Украины грузинские порты. К примеру, порт в Очамчиры, в оккупированной Абхазии, уже использует против Украины, поскольку Путин туда завел свои корабли. Это, во-первых. Во-вторых, России нужно, чтобы Грузия была коридором для подсанкционных товаров, чтобы они проходили через Грузию в Россию. В этом Россия зависит от Грузии. Чтобы этого всего не произошло, пророссийский политик не должен быть во главе Грузии. В первую очередь, это нужно самим грузинам, во-вторых, Украине, а в-третьих, вообще всем демократическим странам, всему цивилизованному миру.
«Грузинская мечта» во время выборов откровенно пугала избирателей. Мол, если не они, то будет война с Россией, пугали население грузинскими добровольцами, которые воюют в Украине и приедут в Грузию с оружием в руках. Вы будете возвращаться в Грузию и помогать революции? В какой роли себя видите?
Грузинские власти говорили, что если выиграет оппозиция, тогда прольется кровь. Но Ладо Гамсахурдия в Украине, а кровь уже пролилась. Что Россия говорит, то происходит на самом деле совсем наоборот. Это ее стиль. Мы все знаем «русский мир»: якобы они за мир, но на самом деле везде воюют. Власть Грузии говорила, что хочет мира, но сама начала протестующих забивать ногами. Представители властей также с оружием в руках ходят, запугивают протестующих. «Титушки» прыгают по журналистам. Это мир? Нет, вот так же поступает «Грузинская мечта». Когда я приеду в Грузию и что буду делать, это другой вопрос. Да, я на них, на власть злой. Просто хочу, чтобы они ушли, меньше вреда приносили нашему народу, чтобы они назначили повторные выборы. Хотя лично меня в Грузии нет, люди из Кавказского легиона там находятся, участвуют в мирных протестах. У нас есть вся информация, что в действительности происходит.
Чем далее, тем события в Грузии больше походят на то, что происходило в Украине в 2013-2014 годах на Майдане. Тогда были силовые разгоны и избиение протестующих. Создание протестующими самообороны. И даже новогодняя елка в Тбилиси похожа на киевскую в декабре 2013-го. Далее в Киеве были более трагические события, убийства. События в Грузии идут по такому же сценарию?
Такая же елка, или нет, эти детали не важны. Главное, что идеология наша похожа. И в Украине, и в Грузии это идеология борьбы за свободу своего народа, борьба против влияния России. Мы хотим демократии и независимости для своей страны.
Единственный выход из сложившейся ситуации – перевыборы. Грузинская полиция, которая была всему пример, сегодня бьет жителей Грузии дубинками. Она так же как будто не замечает, как избивают граждан «титушки». После того как произошли реформы в полиции при президенте Саакашвили, такого насилия не было. «Грузинская мечта», очевидно, так просто из этой ситуации не выйдет. Чтобы остаться у власти, у них остался один способ – стрелять в народ. И если они это будут делать, начнется гражданская война. К сожалению, Иванишвили и его подчиненные, готовы проливать кровь народа, чтобы остаться у власти.
В экспертной среде говорят о двух вариантах развития событий. Первый – формирование президентом и лидерами оппозиции альтернативных органов власти, при участии силовиков, которые будут переходить на сторону народа с последующими перевыборами. Второй вариант – белорусский: когда власть силой сумела подавить протесты, а потом пересажать всех мало-мальски активных граждан. Какой сценарий вероятнее?
Главное, как себя поведет сейчас политическая оппозиция. Я изначально имел план, который предложил в том числе президенту Саломе Зурабишвили. Я ей так и сказал, что у вас полная легитимность, за вас, за оппозиционные силы проголосовали большинство людей на выборах на самом деле. Значит, как будущее правительство, берите на себя ответственность. Но они не хотят вести себя как власть, не хотят брать ответственность. План заключается в том, чтобы формировать альтернативное правительство Грузии, отменять законы, которые попринимала «Грузинская мечта» и назначить перевыборы. Для легитимных структур, которые еще остались, нужна защита. Нужно создание народной армии. Для этого нужно создавать альтернативную структуру, чтобы людям было куда переходить на сторону народа. Например, народную гвардию, куда бы вошли добровольцами бывшие силовики, или те, которые сейчас захотят присоединиться, люди, у которых есть официально зарегистрированное оружие. Все эти люди смогут защитить протестующих. Таким образом гвардия смогла бы защитить легитимного президента и легитимных депутатов. Если даже не Зурабишвили возмет на себя ответственность, пусть другие политики возьмут. Возможно, стоит привлечь тех губернаторов, которые работали во время президентства Звиада Гамсахурдия, депутатов-подписантов акта о независимости Грузии. Кроме Зурабишвили у нас же еще два президента есть – Михаил Саакашвили и Гиорги Маргвелашвили. Всех их можно привлечь к работе. Но ни пока еще действующий президент, ни другие лидеры не хотят брать ответственность. Мол, народ, бейтесь с этими робокопами, а там как-то будет. Нет, как-то не будет. Если никто ничего не сделает, новый лидер появится из народа.
Ладо Гамсахурдия: И в Украине, и в Грузии это идеология борьбы за свободу своего народа, борьба против влияния России
«В Грузии идет решающая неделя для протестов»
На 14 декабря запланированы выборы президента Грузии, с которыми закончатся полномочия Саломе Зурабишвили. Что дальше? Это ведь решающая для протестов неделя?
Да, действительно, решающая. Когда я говорил Саломе Зурабишвили, что для оставшихся легитимных институтов власти нужна защита, что нужно было бы сформировать народную гвардию. Но она назвала такие призывы провокацией. Когда заканчивается ее срок полномочий, то она говорит, что не уйдет с должности, поскольку нелегитимной считает власть. Но я вам могу сказать, как будут разворачиваться события. Ее просто физически вынесут с президентского дворца, может так случится, что и в наручниках. С нее снимут государственную охрану также, счета заблокируют. От этого протест точно не выиграет. Они поймут, что им нужна защита, просто будет уже поздно. Сегодня мы имеем дело с теми политиками, которые долго очень соображают, которые думают, что с Россией можно играться, до конца ее не считать врагом. Но Россия – это враг.
Вы родились в Абхазии. Когда вам было 16 лет, Россия пошла войной на Грузию и оккупировала часть ее территории. А с началом большой войны РФ с Украиной приехали защищать Украину. Чем вы занимались до 2022 года?
Я закончил Academy of Business and Technology. Потом работал в компании по изготовлении мебели. Также работал в неправительственной общественной организации «Круглый стол свободный Кавказ», которую я основал.
Чем вам запомнилось начало большой войны в Украине?
Когда я только приехал, то видел, что в одну сторону из Украины уезжают женщины и дети. Очереди возле границы, помню, тянулись на километры. При том въезд в Украину был без проблем, пустая дорога. Помню, что люди доставали оружие свое, ружья охотничьи, даже старики. Народ самоорганизовался. Дух чувствовался, все рвались воевать. Сейчас ситуация изменилась. Нет такой сплоченности, как была поначалу. Не знаю в чем причина, вероятно, российские спецслужбы с этим как-то работают, но есть и внутри ВСУ недовольство. В самом начале большой войны не было никаких разговоров про зарплаты. Лишь бы была еда, и оружие. Сначала были добровольческие формирования, потом они стали структурными подразделениями разных частей, подписали контракты. Да, наверное, так и должно быть, должна быть дисциплина, это нормально. Но с другой стороны, бюрократии стало больше. Конечно, это хорошо, что потом и заграницу на обучение людей отправляли. Вспоминаю, как я воевал в Донецкой области, так я вообще не знал военное дело. Хотя всем рассказывал, что служил в грузинском спецназе. Но это не так. Учился сам просто на поле боя. Причем, делал это так быстро, что никто и не понял, что я без подготовки. У меня было огромное желание присоединиться к украинскому сопротивлению, потому так поступил. Принимал участие и в штурмах, и в разведке был. Да разного рода операции выполнял.
Сейчас ряды Кавказского легиона пополняются? С какими проблемами сталкиваются?
Да, сейчас тоже приходят. Но ранее были проблемы (с оформлением иностранных военных). Например, мне нужно подготовить 20 добровольцев. Идет время, мы не успеваем их подготовить за то время, пока они легально находятся в Украине. То есть когда заканчивается подготовка, приходит время мобилизации, заканчивалось действие их документов, разрешающих пребывание в Украине. Были не единичные случаи, когда люди даже три месяца не могли находиться в Украине, то есть при въезде их должным образом не оформляли. Но это проблема решаема. К нам уже приходил правозащитник, мы говорили о том, что нужно ускорить процедуру оформления документов для законного пребывания людей в Украине. Кроме того, наши предложения были учтены в недавно принятом законе о службе в ВСУ иностранцев (26 октября президент Владимир Зеленский подписал закон №12023 О внесении изменений в порядок прохождения военной службы по контракту иностранцами и лицами без гражданства). Он говорит о том, что за месяц должны пройти все оформления, а так же разрешает подписывать контракты с ВСУ лицам без гражданства, или тем, у которых проблемы с пролонгацией паспортов. Военный билет приравнивается в правах к свидетельству на проживание в стране. Надеюсь, этот закон поможет. Он еще не совершенен, но мы работаем над улучшениями. Мы хотим добиться, чтобы военные, которые приезжают из-за границы и воюют за Украину, имели те же права, что и украинцы, могли регистрировать в Украине собственность, управлять ею, имели право открыть банковские счета в украинских банках и так далее.
Что вообще из-себя представляет Кавказский легион, какие типы задач выполняют его бойцы?
Что касается Кавказского легиона, то это не название военной части или подразделения. По таким названием он появился как объединение добровольцев. Те, кто приходит, или приходил в Кавказский легион, после подготовки направляются в разные части и подразделения, воюющие на передовой. Люди, подписавшие на полгода или на год контракт, по его окончании могут далее его не продлевать. На их место приходят другие. Это непрерывный процесс. У нас есть группа артиллеристов, которая воевала на Херсонском направлении в период херсонской операции по освобождению областного центра. Я лично командовал разведывательно-штурмовой группой, мы воевали под Николаевом. Освободили территорию, которая дала возможность продвигаться далее на юг к Херсону. Бойцы Кавказского легиона сегодня воюют на разных участках фронта.
Что касается количества добровольцев Кавказского легиона, то могу сказать, что через меня за все время прошло до 1 тыс. человек: преимущественно из Грузии, были и колумбийцы у нас, из стран Европы, Великобритании, в частности. Единственную правду, которую про нас пишут в России это то, что мы через соцсети мобилизуем людей, помогаем обустроиться, обучаем военному делу. Сам я два года активно принимал участие в войне, обучал новых добровольцев практически возле передовой.
Вы, в частности, были в Курской области. Насколько успешной считаете операцию на Курщине?
Когда еще ВСУ не зашли в Курскую область, я думал, что нужно было бы перенести войну на территорию врага. Чтобы потом иметь возможность говорить об обмене территориями, иметь сильную переговорную позицию. Какая ситуация сейчас на Курщине я не знаю.
Каким вы видите окончание войны России против Украины? Что будет победой для Украины?
Два года я активно воевал, сейчас возглавляю военный комитет организации Кавказский союз, это 15 кавказских военных подразделений, объединившиеся вокруг идеи военного комитета. Сейчас моя работа отличается не на передовой, но все равно прямо связана с войной. Если мы говорим о победе Украины – это границы 1991 года. Что касается других вариантов развития событий, то это дело возможностей. Если завтра не удастся освободить страну, выдавить врага до границ 1991 года, тогда нужно хотя бы то защитить, что имеем сегодня под нашим контролем.
Михайло Глуховський, «Главком»